Численность работающих по профессии выпускников колледжей и техникумов должна увеличиться. Отмена льгот при продолжении образования в вузе по специальности – один из способов решения этой задачи.
Сегодня молодые люди, получившие среднее специальное образование, имеют льготы при поступлении в вузы. Например, им не приходится сдавать ЕГЭ. Поэтому молодёжь зачастую рассматривает колледжи и техникумы как промежуточный этап между школой и вузом.
С планами государства это не совпадает: чиновники ратуют за пополнение рынка труда свежими кадрами. Стимулировать молодёжь после ссуза идти работать по специальности можно отменой льгот при поступлении в вуз. Глава Министерства образования Дмитрий Ливанов предложил подумать, нужен ли этот «бонус» в будущем.
«Мы анализировали потоки тех, кто шёл в техникумы. Последние годы их число возросло, – говорит директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. – Но многие рассматривали колледж как путь поступления в университет, но не как способ получить профессию».
Однако первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что инициатива негативно скажется на сфере среднего специального образования: ребята будут стараться после школы сдать ЕГЭ и сразу попасть в вуз.
«Высшему инженерному образованию это тоже навредит. Тот, кто идёт в вуз из техникума по своей специальности, лучше осваивает программу. Практические навыки дополняются материалом, который дают вуз. Именно так получаются ценные кадры для ведущих предприятий страны. Это очень важная связка: «школа – техникум – вуз – работодатель». И её нельзя разрывать», – уверен Владимир Бурматов.
В отраслевых средних специальных учебных заведениях проблему нехватки выпускников предлагают рассматривать шире.
С одной стороны, сегодня человеку без университетского диплома сложно дослужиться до руководящей должности. В этом случае дополнительные возможности при поступлении в вуз как нельзя кстати. С другой стороны, немало ребят и сами видят ценность получения рабочей профессии.
«Родители, конечно, хотят, чтобы их дети пошли в высшую школу, – поясняет директор колледжа железнодорожного транспорта УрГУПСа в Екатеринбурге Наталья Мартынова. – Но сами ученики понимают, что рабочая профессия их будет кормить. У нас не очень много выпускников идёт в вузы. Например, в этом году выпускается порядка 500 человек, из них максимум 10% будут продолжать свое образование в вузе. При этом только единицы пойдут на дневное отделение в университет, а остальные – на заочное, чтобы параллельно работать. Многие и во время учёбы в колледже уже начинают трудовую карьеру».
Рабочий персонал сегодня в России входит в Топ-3 самых востребованных категорий (после продаж и транспортной сферы), говорят специалисты по подбору кадров. По данным Роструда, с начала этого года спрос на такие специальности, как строители, специалисты сельского хозяйства, электрики, значительно вырос. При этом кандидатов на вакансии явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности работодателей: квалифицированного специалиста ещё надо поискать.
Что же делать, чтобы, как говорится, были и волки сыты, и овцы целы?
«Стоит популяризировать рабочие профессии, чтобы школьники видели наглядные примеры, – отмечает Владимир Бурматов. – Сейчас же просто приходят в школы и развешивают плакаты с призывами и картинками, не рассказывающими о том, зачем получать рабочую профессию, что она из себя представляет и как поможет в жизни».
С планами государства это не совпадает: чиновники ратуют за пополнение рынка труда свежими кадрами. Стимулировать молодёжь после ссуза идти работать по специальности можно отменой льгот при поступлении в вуз. Глава Министерства образования Дмитрий Ливанов предложил подумать, нужен ли этот «бонус» в будущем.
«Мы анализировали потоки тех, кто шёл в техникумы. Последние годы их число возросло, – говорит директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. – Но многие рассматривали колледж как путь поступления в университет, но не как способ получить профессию».
Однако первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что инициатива негативно скажется на сфере среднего специального образования: ребята будут стараться после школы сдать ЕГЭ и сразу попасть в вуз.
«Высшему инженерному образованию это тоже навредит. Тот, кто идёт в вуз из техникума по своей специальности, лучше осваивает программу. Практические навыки дополняются материалом, который дают вуз. Именно так получаются ценные кадры для ведущих предприятий страны. Это очень важная связка: «школа – техникум – вуз – работодатель». И её нельзя разрывать», – уверен Владимир Бурматов.
В отраслевых средних специальных учебных заведениях проблему нехватки выпускников предлагают рассматривать шире.
С одной стороны, сегодня человеку без университетского диплома сложно дослужиться до руководящей должности. В этом случае дополнительные возможности при поступлении в вуз как нельзя кстати. С другой стороны, немало ребят и сами видят ценность получения рабочей профессии.
«Родители, конечно, хотят, чтобы их дети пошли в высшую школу, – поясняет директор колледжа железнодорожного транспорта УрГУПСа в Екатеринбурге Наталья Мартынова. – Но сами ученики понимают, что рабочая профессия их будет кормить. У нас не очень много выпускников идёт в вузы. Например, в этом году выпускается порядка 500 человек, из них максимум 10% будут продолжать свое образование в вузе. При этом только единицы пойдут на дневное отделение в университет, а остальные – на заочное, чтобы параллельно работать. Многие и во время учёбы в колледже уже начинают трудовую карьеру».
Рабочий персонал сегодня в России входит в Топ-3 самых востребованных категорий (после продаж и транспортной сферы), говорят специалисты по подбору кадров. По данным Роструда, с начала этого года спрос на такие специальности, как строители, специалисты сельского хозяйства, электрики, значительно вырос. При этом кандидатов на вакансии явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности работодателей: квалифицированного специалиста ещё надо поискать.
Что же делать, чтобы, как говорится, были и волки сыты, и овцы целы?
«Стоит популяризировать рабочие профессии, чтобы школьники видели наглядные примеры, – отмечает Владимир Бурматов. – Сейчас же просто приходят в школы и развешивают плакаты с призывами и картинками, не рассказывающими о том, зачем получать рабочую профессию, что она из себя представляет и как поможет в жизни».
23 июля 2015 года
Надежда Россихина
Источник: Гудок