Потребность в увеличении провозной и пропускной способности объясняется постоянно растущим объёмом перевозок на сети российских железных дорог. Однако нередко их ограничивают возможности устройств электроснабжения, а это обусловлено понижением напряжения на токоприёмниках локомотивов. Подобная взаимозависимость оборачивается падением скоростей движения и перегревом проводов контактной сети с потерей их механической прочности.
– УрГУПС располагает большим опытом исследований в данной сфере, которые в целом актуальны на многих участках Транссибирской магистрали, – указал завкафедрой «Электроснабжение транспорта» вуза Алексей Ковалёв. – И в настоящее время наши учёные проводят госбюджетную работу с целью повышения уровня напряжения на полигоне Свердловской железной дороги.
Ориентиром для сотрудников транспортного университета стала задача пропуска на сети составов повышенной массы, а также соединённых поездов. Оптимальным способом её решения уральские учёные называют применение схемы с бесконтактным автоматическим регулированием напряжения БАРН. Для реализации такого проекта, как показывают исследования специалистов, надо установить на тяговых подстанциях вольтодобавочные устройства ВДУ.
– Благодаря этому напряжение стабилизируется именно на том уровне, который необходим для пропуска на полигонах дорог тяжеловесных поездов, – рассказала пятикурсница электромеханического факультета Ирина Баева. – И такой вариант, по нашим расчётам, экономически гораздо более выгодный, чем, например, строительство тяговых подстанций на конкретных перегонах.
Методика работы учёных уже испытана в экспериментальном порядке: на реальном участке пути Курган – Колчедан (Южно-Уральская магистраль). Так, выполнены электрические расчёты по специальной программе КОРТЭС, проработан комплекс технико-экономических и энергетических показателей. БАРН и ВДУ обеспечили необходимые параметры стабилизации напряжения под курсирование составов повышенного веса, а также соединённых поездов.
21 июня 2016 года